05.12.2006, 23:40 | #1 |
Участник
|
kolesov: К вопросу об объективности
Источник: http://itblogs.ru/blogs/kolesov/arch.../05/10173.aspx
============== Не хотел я затрагивать эту тему, да придется. В блоге Михаила Елашкина от 30.11 ("Диалектика") увидел такой абзац. "По части присутствия на itblogs журналистов мнения разделились. Есть отзывы, что это здорово, но двое уже жаловались, что мол журналисты люди пристрастные и не следует ждать от них объективности". Очень хотелось бы знать, что означает "пристрастные" и о какой "объективности" идет речь. Ну, если бы было сказать "бестолковые" или "дилетанты" – это было бы понятно. Но "пристрастные"… Странно это… Значит, представители вендоров, системных интеграторов, консультантов– "объективные"… Ну, ну… На самом деле, вопрос это совсем не частный, и я могу сейчас сказать (раз уж вопрос затронут), что одна из мои целей участия в этом проекте (itblogs.ru) был поиск ответа на такой вопрос: как меняется позиционирование профессиональной прессе в меняющихся условиях современного ИТ-рынка. Я не буду мучить читателей рассуждениями на это счет, хочу только рассказать историю, которая во многом подвигла меня попробовать себя в качестве блоггера. Дело было 24 октября в Риме, на конференции EMCMomentumEurope. Точнее, на общей вечеринке участников -- фуршет с пивом и вином. Познакомился я там в с тремя парнями (солидные ребята – лет за 30) из Питера, разработчики EMC-емного софта. Завел с ними разговор о своем, о девичьем – что читаете, откуда черпаете информацию и пр. Выясняется: "прессу не читаем, все нужное получаем из Интернета, независимых сайтов, а также от мероприятий подобных вот этому – EMCMomentum". Не очень радостно для меня, как представителя СМИ, но "такова жизнь". Беседа (выпили уже по паре пива) перешла на другую тему: "пресса и ИТ-рынок" и тут выясняется совершенно обескураживающая ситуация. Вообще-то, вопрос "в чем задача ИТ-прессы" активно дискутировался еще в середине 90-х годов. Наиболее характерным был круглый стол по этому поводу в марте 98-го года на последней подмосковной конференции Dator. Что касается позиционирования прессы, то "независимые" мнения обычно группируются вокруг двух крайних позиций. 1. Пресса является продажной изначально по своей сути. Статьи являются заказными… Ну, и так далее (позиция коррупционного рынка) 2. Пресса – должна играть благородную роль просветителя масс, продвигателя передовых идей, технологий, опыта. В общем – "организатор, пропагандист и агитатор". (Типичная социалистическая модель, озвученная еще товарищем Ульяновым-Лениным") Так вот, в публичных дискуссиях по поводу ИТ-прессы, первая позиция практически не звучала. Не потому, что боялись обидеть своих коллег по рынку. Просто в таких дискуссиях выступали достаточно серьезные профессионалы и бизнесмены, которые отлично знали, что это не так. И уж, по крайне мере, "махинации" прессы – это просто цветочки по сравнению с "левыми" методами ИТ-поставщиков при работе с заказчиками. На самом деле, "позицию N 1" обычно озвучивают те, кто с прессой (с нормальной, не "желтой") дела никогда просто и не имел – "сам я XXXне читал, но знаю…" Но меня всегда в тех дискуссиях 90-х поражало то, как дружно "отцы" российского ИТ-бизнеса выражали позицию N 2. Т.е. будучи выразителями рыночной модели в бизнесе, они пытались обосновать необходимость применения "советско-коммунистической" модели применительно к прессе! Переломный момент в этих дискуссиях наступил в августе 98-го, в момент дефолта. Из всех составных частей ИТ-рынка, именно пресса, как вторичный сегмент, имела самые большие проблемы с выживанием. Как раз той осенью, в "Инфобизнесе" появилась очень примечательная статья Прокина, в которой он обосновывал необходимость для прессы отбросить претензии на роль самостоятельного игрока, и превратиться в нечто подобное общего RP-агентства при ИТ-бизнесе. Я тогда даже написал в ответ статейку по этому же поводу (см. www.visual.2000.ru\kolesov\pr.htm, там есть ссылка "Особый период бизнеса: год за три"). Казалось бы, с пережитками коммунистического прошлого уже расстались. Но каково же было мое удивление, когда ИТ-специалисты (совсем не пацаны), выросшие уже после эпохи КПСС/ВЛКСМ, начали дружно доказывать необходимость "просвещать, агитировать, звать к светлому будущему". А когда я заикнулся о том, что Издание – это коммерческое предприятие, которое создается основателями для того, чтобы получать прибыль, то в ответ тут же получил в ответ тезис о "продажности". На самом же деле озвученные выше крайние позиции совсем не являются полярными. Совсем наоборот – это одна и так же позиция, только представленная под разным углом зрения. Ведь, в реальности "коррупция" и "советская модель управления прессой" – это две стороны одной медали. Поскольку и в том, и в другом случае пресса выражает не свое, а чье-то другое мнение. Заканчиваю. Пресса (любая, а тем более ИТ) – это самостоятельный бизнес-субъект рыночной экономики, которая решает свои собственные бизнес-задачи. Разумеется, любая точка зрения (конкретного человека, компании, государственного деятеля) – это некая субъективная позиция, которая отражает позиции этого субъекта в обществе, на рынке. Объективность же обеспечивается лишь одним – возможностью иметь и сравнивать множество независимых субъективных мнений. И уж совсем в конце. Как заместитель главного редактора журнала BYTE/Россия, я предлагаю всем поучаствовать в содержательном наполнении этого издания в качестве авторов. В том числе и тем, кто готов продемонстрировать свою объективную позицию публично, на страницах журнала, а не в кулуарных разговорах. Могу сказать сразу: помимо объективности, статьи должны быть интересными не только для авторов, но и для читателей J Пишите – kolesov@bytemag.ru Разумеется, я готов получить любые отзывы, пожелания и замечания, по публикациям по публикациям – моих лично (в том числе в PCWeek– см. www.visual.2000.ru/kolesov/list2006.htm) и, проходивших под моим "редакторским" присмотром. Спасибо за внимание J Источник: http://itblogs.ru/blogs/kolesov/arch.../05/10173.aspx |
|
|
Опции темы | Поиск в этой теме |
Опции просмотра | |
|